27.12.2022 11:49:57
Когда на дворе мороз, многие владельцы автомобилей беспокоятся за АКБ. Запуск всех систем автомобиля требует гораздо большего объёма энергии по сравнению с тёплым временем года. Отсюда вопрос: происходит ли зарядка аккумулятора автомобиля при холостых оборотах двигателя или не происходит? Мнения автомобилистов по этому поводу различаются. Часть их считают, что АКБ начинает заряжаться только когда двигатель выходит на определённую частоту оборотов. Другие уверены, что для зарядки нужно вращение колёс. И, наконец, третья группа придерживается версии о том, что даже холостых оборотов достаточно для того, чтобы запас энергии успешно пополнялся.
Кроме того, есть ещё пара вопросов на эту тему. Если машиной не пользоваться какое-то время в мороз, будет ли аккумулятор разряжаться и получится ли после такой паузы завести машину без проблем? На каких оборотах начинается зарядка АКБ?
Двигатель и генератор связаны между собой в единую систему посредством ремня привода. Именно он передаёт обороты от мотора через коленвал к генератору. Механическая энергия преобразуется в электрическую. Сам факт наличия или отсутствия движения автомобиля в данном случае роли не играет. На валу создаётся электрическое поле. В его создании участвуют медная обмотка и генерирующие элементы. Именно это поле и его энергия накапливаются в аккумуляторе, заряжая его.
Пополнение заряда батареи происходит не постоянно. У АКБ есть определённая ёмкость, за пределы которой выйти ему не удастся. Если зарядка будет идти без перерыва, аккумулятор попросту выкипит. Предохранять батарею от поломки призвано реле. Именно с его помощью прекращается и возобновляется подача тока на аккумулятор.
Когда двигатель работает, на это в первую очередь реагирует генератор, поставляя электричество ко всем узлам авто. А вот когда всем всего хватает и возникает избыток энергии, она начинает накапливаться в АКБ. Потребление этой накопленной энергии начинается только тогда, когда энергозатраты системы повышаются и того объёма, который вырабатывается генератором, становится недостаточно.
Производительность генерирующей системы закладывается производителем. Увидеть это значение можно в виде маркировки на корпусе устройства. В каждом автомобиле, при условии исправности всех узлов, генератор рассчитан на выработку нужного системе уровня электричества. При постановке ключа в положение, предшествующее стартовому, все индикаторы светятся одновременно на протяжении нескольких секунд, после чего гаснут. На торпеде автомобиля есть индикаторная лампочка, показывающая заряд АКБ. Если она горит и не гаснет – аккумулятор заряжен недостаточно.
Важное звено цепочки выработки и запаса энергии – коленвал. Его вращение измеряется в количестве оборотов в минуту. Это значение не всегда одинаково, оно может меняться в зависимости от ряда параметров. Это тип коробки передач, объём двигателя, тип впрыска топлива, холода или тепла за бортом, изношенности системы, возраста авто и другие условия. Значения оборотов холостого хода также различны и заложены изначально для каждого автомобиля. В среднем это от 500 до 1500 оборотов за минуту. Количество оборотов на холостом ходу напрямую связано с мощностью генератора.
Важно понимать, что имеется в виду под понятием холостого хода. Это работа двигателя без нагрузки, при которой энергией обеспечивается только он сам. В этом режиме прогреваются все системы, выход на рабочие температуры. Количество оборотов холостого хода различается для разных моделей. В любом случае если реальные показатели ниже тех, что указаны производителем, значит работа двигателя не сбалансирована.
Выше был описан принцип зарядки АКБ и можно с уверенностью утверждать, что время года не влияет на работу системы. Однако зима и низкие температуры неизбежно вносят свои коррективы. Когда двигатель заведён, он неизменно вырабатывает некоторое количество электричества. То есть аккумулятор может подзаряжаться и в холоде. Но стоит помнить, что заряд батареи пополняется не постоянно. Сюда поступает лишь избыточное электричество, которое оказывается невостребованным для работы всех систем. Прогрев, который неизбежно нужен для нормальной работы ДВС, требует энергозатрат. К тому же, сам аккумулятор хуже воспринимает поступающий на него заряд при низкой температуре. Ситуация стабилизируется когда система входит в рабочий режим.
Трудности с запуском машины, с которыми сталкивается большинство автовладельцев зимой, связано с несколькими факторами. В первую очередь это сокращение использования машины в целом. Аккумулятор просто не успевает зарядиться полностью.
Мощность складывается из соотношения двух факторов: собственно работы оборудования и времени, за которое эта работа выполняется. Для того, чтобы батарея зарядилась, генератор должен работать на протяжении некоторого времени, поставляя системе необходимый объём энергии. Стандартная мощность генератора для обычной легковушки составляет 1кВт.
Минимальный уровень потребления различается для разных моделей, зависит от комплектации, параметров роботы ДВС и других параметров. Чем больше дополнительных функций – тем более мощная генерирующая система требуется.
Споры на эту тему ведётся постоянно. Профессионалы и любители неустанно приводят весомые доводы. Кто-то говорит, что непременно требуется вращение колёс, другие не видят взаимосвязи передвижения и зарядки АКБ и придерживаются мнения, что достаточно запуска двигателя вхолостую. На самом деле генератор связан с работой коленвала, который, в свою очередь, работает в связке с двигателем. И в движении, и просто при запущенном моторе, система всегда вырабатывает физическую энергию и преобразовывает её в электричество. Двигаются при этом колёса или нет – совсем не важно.
Итак, можно с уверенностью утверждать, что зарядка автомобильного аккумулятора на холостых оборотах происходит несмотря на отсутствие движения. Но возникает ещё один вопрос: имеет ли этот процесс временные ограничения?
Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Слишком многие факторы влияют на работу генератора, зарядку батареи, расход и выработку энергии. Почти полностью заряженный АКБ восполнит свой заряд довольно быстро при том условии, что дополнительные потребители электричества будут отключены. В противном случае энергия в первую очередь пойдёт на них, а уж после на аккумулятор.
Рассчитать время зарядки достаточно трудно, но всё же приблизительное значение узнать можно. При идеальных условиях можно воспользоваться простой формулой. Максимальный заряд АКБ делят на значение свободного тока, выдаваемый генератором. Свободный ток – это тот избыток энергии, который остаётся невостребованным после того, как все потребляющие энергию системы возьмут свою часть. Это печка, фары, музыка и так далее. Такой расчёт даст весьма приблизительный результат, так как не учтены обороты ДВС и температура за бортом.
Можно сделать вывод, что рассчитать время хоть сколько-нибудь точно не представляется возможным. Слишком много факторов, которые влияют на точность расчётов.
Автомобильные аккумуляторы нужно время от времени менять. Они изнашиваются, со временем их энергоёмкость снижается, как снижается восприимчивость к входящему электричеству. В целом способность аккумулятора сохранять заряд делится на три периода: начало работы (разгон, набор мощности), работа в номинальном режиме и старение. Соблюдая простые правила, срок работы в номинальном состоянии можно продлить.
Если в зимний период автомобиль используется редко, то заряд аккумулятора нужно постоянно контролировать и при необходимости заряжать самостоятельно.
Подключению АКБ к зарядке предшествует ряд подготовительных шагов. Во-первых, батарею необходимо отсоединить полностью или как минимум отключить «минус». На клеммах зачастую есть следы окисления и смазка. Всё это необходимо удалить. Здесь поможет обычная тряпка или она же, смоченная слабым раствором нашатырного спирта. В обслуживаемых аккумуляторах помимо этого нужно открутить крышку для выхода пара.
Подача электричества при зарядке делится на два типа:
Лучше комбинировать оба способа, для чего отлично подойдут автоматические зарядные устройства. Зарядка происходит в несколько этапов, каждый из которых отличается напряжением, подаваемым на клеммы АКБ. Расчёт производится исходя из заводских характеристик.
Зарядить аккумулятор можно и без специального зарядного устройства, соорудив подобие зарядки своими руками из лампочки, полупроводникового диода, проводов с клеммами и некоторых других элементов. Второй вариант – использование блока питания от любого устройства вроде ноутбука. Делать это в домашних условиях не рекомендуется, особенно если нет специальных знаний по теме. В первую очередь опасность связана с высоким напряжением, при котором проводится зарядка. Также не стоит забывать о высокой температуре некоторых элементов. Если аккумулятор будет перезаряжен, он начнёт выделять кислород и водород, может образоваться взрывоопасная смесь, как следствие возникает реальная опасность ожогов, травм и даже пожара.
Бывают случаи, когда выезжать нужно срочно, а АКБ предательски разрядился и машина никак не хочет заводиться. В этом случае можно применить экстренную зарядку. Она поможет получить небольшой уровень заряда, этого будет достаточно для запуска двигателя. Дальше заряжать АКБ будет уже генератор. Этот способ не полезен системе, поэтому использовать его лучше как можно реже.
Аккумуляторную батарею не нужно снимать со своего места. Достаточно отсоединить клеммы. Перед этим необходимо отключить зажигание. Клеммы подсоединяются плюс к плюсу и минус к массе. Зарядка подключается к сети со стандартным напряжением 220. Значение силы тока должно быть на максимуме. Вся процедура должна продлиться не более получаса. Двигателю для запуска будет достаточно той мощности, которую сможет ему дать АКБ.
Аккумулятор будет служить верой и правдой максимально долго если подходить к его использованию с умом. Разумное использование, правильное хранение, грамотный подбор оборудования в зависимости от потребностей автомобиля – вот залог сохранности аккумулятора.
Вернуться в общий список тем
перезвоним через 20 секунд
Подбор аккумулятора специалистом в будни с 9:00 до 19:00, выходные с 10:00 до 18:00