Срок службы аккумулятора

28.09.2022 17:08:57


Аккумулятор, установленный под капотом автомобиля, определяет стабильность ваших поездок. Здесь аккумулируется энергия, которая используется для питания бортовых устройств или, например, для работы сигнализации в состоянии покоя. Именно благодаря току, собранному в аккумуляторе, можно запустить и двигатель. Как работает батарея? Ключевое слово в данном случае - генератор. Он преобразует механическую энергию в электрическую. Затем электричество идет на аккумулятор. Каков срок службы аккумулятора? Детально рассказывают эксперты интернет-магазина АКБ Мастер.

Особенности оборудования

Конструкцию батареи можно описать в нескольких словах. Он состоит из электрических ячеек, которые соединены и заключены в единый корпус. Независимо от того, говорим ли мы о свинцово-кислотном аккумуляторе или аккумуляторе AGM, общим фактором является электролит в различных формах. Полюса также являются важным элементом батареи. Именно к ним подключаются плюсовые и минусовые клеммы в автомобиле.

Сложно указать конкретный срок службы АКБ, по прошествии которого батарею нужно будет заменить. Все зависит от нагрузки на аккумулятор. Когда речь идет о старых автомобилях батареи могли демонстрировать проблемы через 8-10 лет после первой сборки. Во многом это можно объяснить отсутствием в таких машинах глобального комплекса электрооборудования, отвечающего за комфорт взыскательного автовладельца – аудиосистемы, навигации, подогрева сидений, электропривода боковых зеркал и других многочисленных опций – что существенно продляло средний срок службы. Современные автомобили с системой старт/стоп могут потребовать замены аккумулятора уже через 3-4 года.

Аккумуляторная батарея, даже самая лучшая, установленная в автомобиле на заводе в процессе первой сборки, неминуемо изнашивается и наконец, приходит время, когда требуется ее замена. Однако естественный износ – не единственный повод для замены. АКБ, как и любая другая деталь, может выйти из строя, даже в результате неправильного использования или внезапно обнаружившегося производственного брака.

Как определить, требует ли аккумулятор замены?

Автомобильный аккумулятор может закончить свою жизнь по-разному. Однако чаще всего это длительная штатная эксплуатация, без серьезных проблем, которые легко обнаружить и так же легко классифицировать. Правильно используемый аккумулятор в какой-то момент просто «гаснет», а значит, теряет свои первоначальные свойства до такой степени, что невозможной становится не только его дальнейшая эксплуатация, но и любые попытки его реанимации. С годами работы под капотом АКБ ослабевает, становится более чувствительной к низким температурам и требует все лучших условий для нормального функционирования. Каков срок службы аккумулятора? Нет одного ответа для всех моделей, так как многое зависит от:

  • Типа аккумуляторной батареи
  • Бренда производителя
  • Особенностей эксплуатации
  • Назначения (легковое авто, представитель внедорожного сегмента, микроавтобус или грузовик).
  • Целевого использования

Под «целевым использованием батареи» следует понимать цель, для которой она была изготовлена. Аккумуляторы, выпускаемые сегодня, предназначены либо для первой сборки (аккумуляторы OE), либо для вторичного рынка (аккумуляторы AF — от Aftermarket). Срок службы аккумуляторов OE всегда больше, чем у аккумуляторов AF.

В зависимости от каждого из этих факторов средний срок службы батареи по умолчанию может варьироваться от 5 до даже 12 лет. По истечении этого времени, когда срок службы батареи истек, замена батареи на новую просто неизбежна. И чтобы определить или спрогнозировать, когда этот момент наступит, стоит найти и проверить дату производства аккумулятора. Информацию о годе и месяце выпуска автомобильного аккумулятора можно найти закодированными в серийном номере. Чтобы его расшифровать, нужно найти этот номер и проверить, как производитель кодирует дату производства.

Почему аккумуляторные батареи выходят из строя?

Естественный износ автомобильного аккумулятора является нормальным и неизбежным. Можно замедлить этот процесс, но можно и «сократить» срок жизни АКБ. В конце концов, нередки случаи, когда аккумулятор нужно менять через год после покупки и установки. Почему? Что может привести автомобильный аккумулятор в состояние, которое практически не подлежит восстановлению?

Механическое повреждение – причиной может быть ошибка водителя, механика в автосервисе или результат ДТП. Механические повреждения, вызванные внешними факторами, обычно означают безоговорочный приговор – окончание срока службы аккумулятора.

Многократный, глубокий разряд АКБ – глубокая разрядка батареи, к сожалению, влечет за собой негативные последствия. Даже те аккумуляторы, которые на изначально адаптированы к глубоким разрядам, приходят в негодность после десятка-другого таких манипуляций. Для понимания в цифрах: начальная емкость примерно после 20 глубоких разрядов падает на 60%.

Переполюсовка аккумулятора - одно из последствий глубокого разряда. Полярность батареи в случае новой и качественной батареи может быть эффективно изменена, и сама батарея все еще сможет правильно функционировать в течение нескольких лет. Однако в целом переполюсовка разрушает аккумулятор до такой степени, что его реанимация уже не имеет смысла и возникает необходимость его замены.

Под глубоким разрядом понимается снижение уровня заряда аккумулятора до 10% от рекомендуемого значения или даже ниже. Для стандартных аккумуляторов это означает напряжение холостого хода ниже 11,30 В.

Какой тип аккумулятора купить?

Развитие технологий, в том числе и в автомобильной промышленности, способствовало популяризации и предложению более эффективных аккумуляторов, адаптированных к новым автомобилям.

  • Свинцово-кислотные батареи

Свинцово-кислотные аккумуляторы, VRLA или SLA, подходят практически для любого автомобиля. Это традиционные аккумуляторы, установленные в большинстве машин, которые сегодня передвигаются по улицам наших городов и магистральным трассам. Они состоят из свинцовых гальванических элементов (обычно их 6) и электролита, т. е. 37%-ного раствора серной кислоты с добавками, которым покрывают элементы. Это старейший тип батарей, конструкция которого была разработана еще в 1859 году и до сих пор популярна.

    • Для каких транспортных средств: большинство моделей легковых автомобилей, грузовиков, тракторов, мотоциклов, небольших квадроциклов.
    • Плюсы: низкая цена, очень хорошее качество, высокая устойчивость к глубоким разрядам и механическим повреждениям, высокая износостойкость.
    • Минусы: риск сульфатации при частичном или полном разряде, необходимость контроля уровня электролитической жидкости и периодической доливки.
  • Гелевые аккумуляторы

Гелевые аккумуляторы, или сокращенно GEL аккумуляторы, также содержат электролит, но в виде силикагеля. Он по-прежнему присутствует в виде водных растворов серы, но с добавлением гелеобразователей, что изменяет его консистенцию. Так что нет необходимости периодически доливать и проверять его состояние, так как он не испаряется и не проливается.

    • Для каких транспортных средств: легковые автомобили, требующие длительного электроснабжения, вездеходы, автомобили, оборудованные системой Start-Stop, автомобили с гибридным приводом, автомобили с системой рекуперации энергии при торможении.
    • Плюсы: большая производительность, длительное питание, возможность работы в различных положениях, высокая устойчивость к ударам и вибрациям.
    • Минусы: высокая цена, меньшая мощность.
  • Аккумуляторы с абсорбированным стекломатом

В батареях Absorbed Glass Mat, или AGM, есть стекловолокно, пропитанное электролитом. Это делает его намного более эффективным и хорошо работает в транспортных средствах, которые интенсивно используются, таких как машины скорой помощи, пожарные машины, полиция и автобусы. Они в три раза эффективнее традиционных батарей.

    • Для каких транспортных средств: гибридные автомобили, транспортные средства общественного транспорта и муниципальные транспортные средства.
    • Плюсы: герметичность, отсутствие необходимости проверки и пополнения жидкости, возможность работы в различных положениях, высокая устойчивость к ударам и вибрациям, меньшие габариты, чем у свинцово-кислотного аккумулятора, малые потери энергии, устойчивость к механическим повреждениям.
    • Минусы: высокая цена, низкая устойчивость к глубокому разряду, высокая чувствительность к высоким температурам.
  • Аккумуляторы AFB/EFB/EC

Еще одним типом аккумуляторов являются модифицированные свинцово-кислотные аккумуляторы. К ним относятся: усовершенствованная залитая батарея (AFB), усовершенствованная залитая батарея (EFB) и усовершенствованный коврик для велоспорта (ECM). Благодаря своей конструкции они более долговечны, чем традиционные. Конструкционно состоят из таких элементов, как: большой резервуар для электролита, двусторонние сепараторы из полиэфирных и полиэтиленовых микроволокон, пластины из свинцового сплава. Такие АКБ характеризуются почти вдвое большей циклической выносливостью.

    • Для каких транспортных средств: автомобили с системой Start-Stop, автомобили с электроустановкой.
    • Плюсы: высокая долговечность (в два раза выше, чем у традиционных батарей).
    • Минусы: требуется строгое соблюдение рекомендованных условий зарядки. Закипание электролита – недопустимо.

Когда лучше заменить аккумулятор?

Если вы планируете заменить батарею в течение ближайших года или даже двух, вам следует серьезно подумать, стоит ли все-таки ускорить замену. Почему? Ведь цены на новые аккумуляторы с начала года уже выросли на 10%, и эксперты прогнозируют их дальнейший рост как минимум еще на 10-15%. Во многом это связано с ростом цен на свинец. Поэтому, если вы хотите сократить расходы в долгосрочной перспективе и понимаете, что аккумулятор «все равно придется менять», лучше рассмотреть возможность их замены в текущем году. Тем более логично, что прямо сейчас в интернет-магазине АКБ Мастер вы найдете аккумуляторы ведущих российских и иностранных брендов по доступным ценам.

Вернуться в общий список тем

Нужна консультация?

перезвоним
через 20 секунд

Подбор аккумулятора специалистом
в будни с 9:00 до 19:00, выходные с 10:00 до 18:00