23.05.2022 12:05:44
Чтобы зарядить аккумуляторы мотоциклетной техники, потребуется минимум знаний и умений. При минимальном наборе инструментов и оборудования с зарядкой батареи справится как опытный, так и начинающий мотоциклист.
Конструктивно аккумуляторная батарея мотоцикла аналогична автомобильным аккумуляторам. Вся разница заключается в размерах и емкости. Мотоаккумуляторы отличаются лишь меньшими габаритами и энергоемкостью, а напряжение и пусковые токи идентичны параметрам автотранспорта.
Следовательно, для заряда потребуется автомобильный зарядник на 12 В, подходящий под тип аккумулятора мотоцикла. Батареи, используемые для мототехники, бывают:
Существует еще литий-ионный тип (Li-ion) батарей. В автомобилях он почти не прижился, а в мототехнике используется часто, особенно в скутерах, квадрациклах и мопедах с рабочим объемом двигателя менее 50 см3. В более серьезной технике из-за высоких пусковых токов Li-ion, как правило, не используются.
Для каждого типа батарей используется подходящий вид зарядного устройства.
За исключением гелевых и литий-ионных АКБ, для которых используются специализированные (нередко комплектные) зарядники, для зарядки аккумуляторных батарей мотоциклов используется 2 вида зарядных устройств.
Как правило, начинающие мотоциклисты по неопытности иногда не видят разницы между ЗУ для авто и мототехники. Но при неправильном выборе и выставлении параметров вполне реально убить мотоциклетные аккумуляторы зарядкой.
Из-за невысокой емкости автоматический ЗУ подаст неподходящие токи, что и приведет к поломке, а может быть и взрыву батареи. Ручной более пригоден, но и здесь есть ряд оговорок. Поэтому проще и безопасней сразу купить 12-вольтовый мотозарядник и соблюдать общие правила зарядки.
В первую очередь аккумулятор снимается с мотоцикла и ставится в помещении, где нагревается до температуры окружающей среды. Затем клеммы зачищаются от окислов и грязи, после чего к ним подключается зарядник – сначала «+», и только после этого «-». Автоматическое зарядное устройство подключается к сети и начинается процесс зарядки. У ручного настраивается сила тока – не более 10% номинальной емкости батареи.
По окончании зарядки ЗУ отключается от сети, после чего отсоединяется сначала «-», затем «+». АКБ устанавливается на мототехнику, тщательно крепится и подключается к бортовой сети.
Кажется, что выглядит все просто. Как правило, так оно и есть. Вот только чтобы гарантированно зарядить батарею и максимально продлить сроки ее использования, следует соблюдать некоторые тонкости и нюансы.
Подзарядка током – самый простой и быстрый способ восстановления заряда мотоаккумулятора. Для этого в основном используют ручные ЗУ, так как автоматические работают с напряжением. Ручные же позволяют выбирать – как именно пойдет заряд.
Чтобы воспользоваться способом, достаточно выполнить общие шаги по снятию мотоаккумулятора и его подключению к ЗУ. Прежде чем начать зарядку, необходимо открыть пробки аккумулятора (для обслуживаемых моделей), проверить уровень и плотность электролита. Далее выставляется ток заряда в значении 1/10 емкости (например, при емкости 9 Ач выставляется 0,9 А) и начинается процесс.
Каждые 45-60 минут необходимо проверять напряжение в батарее. Как только оно достигнет 14,4 В, ток заряда уменьшается на 50%. И так придется делать каждый раз, когда номинальное напряжение пластин будет достигать максимально возможного вольтажа. Прекращается зарядка после того, как прекратит изменяться напряжение.
Считается, что этот способ восстановления запаса энергии в АКБ губителен для батареи. Из-за высокой интенсивности заряда электролит вскипает и частично испаряется.
Как заряжают аккумуляторы мотоциклов постоянным напряжением
В отличие от предыдущего способа, изменяется только сила тока, а напряжение соответствует ранее заданному. Но в этом случае ЗУ должен иметь отсечку превышения тока отдачи на уровне не более 20А, иначе батарея разрушится.
Чтобы дать заряд в севший аккумулятор, необходимо выставить на ЗУ напряжение, равное или выше номинального аккумуляторного. Процесс этот долгий – спустя сутки непрерывной подачи напряжения на АКБ, он будет заряжен на:
Такой процесс заряда считается более щадящим. Но из-за его продолжительности не всегда возможен.
Если нет времени ждать полного заряда и ехать на мотоцикле нужно в ближайшие часы, можно воспользоваться быстрой зарядкой. Ее суть сводится к использованию высоких зарядных токов, значительно выше рекомендованных параметров.
Ускоренный заряд возможен только в случае, если аккумулятор поддерживает этот процесс. Иначе ресурс батареи упадет многократно, а о восстановлении полной его емкости останется только мечтать.
Кроме того, на 100% зарядить АКБ таким образом невозможно. Способ используют для подзарядки, если из-за разряда батарея не выдает минимального пускового тока, достаточного для искрообразования.
При первой же возможности нужно будет произвести снятие аккумулятора для его заряда щадящим способом.
Помимо постоянного тока или напряжения, некоторые модели ЗУ поддерживают импульсную технологию. Заряжать батарею таким способом можно. Вся разница в сравнении с традиционными ЗУ заключается в том, что импульсный ЗУ генерирует зарядный ток одного из двух видов импульсов:
Импульсные ЗУ дешевы, практичны и несколько сокращают время зарядки, при этом более щадящие в сравнении с воздействием постоянным повышенным током.
Сильно посаженные аккумуляторы крайне плохо воспринимают заряд. Некоторые автоматические ЗУ, а также зарядники в ручном режиме в этом случае могут дать избыточный ток вплоть до 10А. Такие токи приведут к тому, что аккумуляторы зарядкой попросту убиваются – происходит деформация пластин и возникает КЗ в банках батареи.
Стабилизатор исключает этот риск, так как отсекает лишние токи и скачки. Применяя стабилизатор при сильно севшей батарее, сразу устанавливают ток в 5% от номинальной емкости АКЮ. По мере восстановления заряда ток прибавляют до 10%. Дальше стабилизатор сам будет снижать зарядный ток.
Если банки батареи мотоцикла не имеют крышек, то для зарядки аккумулятора используется немного видоизменный способ заряда. Все дело в избыточном давлении, которое образуется при использовании обычных способов.
Все дело в уменьшении зарядного тока при достижении показателя вольтметра не выше 13,8 В. Токи уменьшаются на 50%. Процесс занимает чуть больше времени и останавливается, когда зарядный ток достигает 1/3 от начального.
После этого рекомендуется поставить батарею на мотоцикл и зарядить ее полностью штатным генератором. Иначе в батарее возникнет эффект памяти, и он начнет терять емкость, раз за разом лишаясь 1-2% от номинала.
Любой АКБ разряжается при использовании на мотоцикле. И неважно, активно пользуются байком или он стоит месяцами под тентом в теплом гараже. Дело в том, что подключенная к бортовой сети разряжается токами нагрузки, даже если стоит прерыватель массы. Более того – полностью отключенные аккумуляторы на полках тоже разряжаются.
Отсюда следует правило: батарею придется периодически подзаряжать. Новый и хорошие АКБ дозаряжают раз в 1,5-2 месяца, изношенные – каждые 30 дней. Особняком стоят гелевые, заряд которых восстанавливают пару раз за мотосезон.
Выяснить, насколько нуждается в зарядке АКБ довольно легко. Достаточно воспользоваться вотльтметром или мультиметром и оценить значения на клеммах, отключенных от бортовой сети байка:
Емкость меньше 12,0 В в целом является поводом задуматься об исправности не только батареи, но и бортовой сети мототранспорта – возможно есть ток утечки, просаживающий батарею. Если в исправности электрики сомневаться не приходится, то придется либо реанимировать АКБ, либо купить новую.
Разряд АКБ на 100% технически малопредставим – в нем всегда сохраняется остаточный заряд (9 В и менее). Если на вольтметре отображается 0 В или около того – стоит задумать или о покупке новой батареи, или о попытке оживления имеющейся.
Самый верный способ реанимировать АКБ – сдать его в специализированный сервис. За неимением такового или при желании сделать все своими силами, придется запастись терпением и для начала произвести диагностику.
В обоих случаях придется заряжать АКБ до номинальных значений вольтметра в 12 V.
Чтобы как можно дольше продлить ресурс батареи, следует знать, что влияет на срок ее службы. Из негативных факторов стоит выделить:
Позитивно влияет на АКБ регулярная проверка плотности электролита и ее восстановление, при необходимости и постановка на хранение при комнатной температуре.
Если батарея не поддается зарядке, выкидывать ее нельзя. Лучше сдать в соответствующую организацию и получить за нее деньги. Ну а новый АКБ всегда можно купить онлайн в нашем интернет-магазине.
Звоните по телефону или задайте вопросы о выборе АКБ и ЗУ онлайн.
Вернуться в общий список тем
перезвоним через 20 секунд
Подбор аккумулятора специалистом в будни с 9:00 до 19:00, выходные с 10:00 до 18:00