Обслуживание аккумулятора

14.09.2023 15:53:12


Считается, что автомобильные аккумуляторы (АКБ) — это что-то вроде одноразовых батареек: использовал пару лет и выбросил. Особенно это касается городских автомобилистов, которые часто сталкиваются с проблемой быстрого разряда аккумулятора из-за коротких поездок и частых остановок. Однако, вопреки расхожему мнению, правильная профилактика и обслуживание могут значительно продлить срок службы вашей батареи.


Да, проблема быстрого утраты ёмкости аккумулятора стоит актуально, особенно для тех, кто не выезжает за город и ездит на небольшие расстояния. В идеальной ситуации, зарядка АКБ происходит при длительной езде от генератора, но как быть, если каждый день вы проезжаете всего 10-20 км с множеством остановок? В таких условиях полноценно зарядить аккумулятор практически невозможно. В этой статье мы расскажем, как грамотно обслуживать аккумулятор, чтобы минимизировать риски его быстрого выхода из строя и обеспечить надежную работу на протяжении многих лет.

От чего зависит эксплуатационный срок АКБ

  • Уровень заряда

Один из ключевых факторов, влияющих на срок службы аккумулятора — это его уровень заряда. Частые "глубокие" разряды могут существенно сократить жизненный цикл батареи. Оптимально поддерживать уровень заряда в пределах 80-100%, чтобы обеспечить максимальный срок службы АКБ.

  • Температурные условия

Аккумуляторы чувствительны к температурным колебаниям. Холод может замедлить химические процессы внутри батареи, в то время как избыток тепла может привести к перегреву и ускоренному износу. Поэтому важно обеспечить оптимальные условия хранения и использования.

  • Бортовая сеть

Правильно настроенная бортовая сеть автомобиля играет большую роль в сохранении эффективности аккумулятора. Например, если генератор выдает недостаточное напряжение, аккумулятор не будет полностью заряжаться, что приведет к его раннему износу.

  • Коррозия

Коррозия контактов может замедлить процесс зарядки и разрядки, а также привести к потере эффективности аккумулятора. Поэтому важно регулярно проверять состояние контактов и при необходимости чистить их.

  • Влияние сульфатации

Сульфатация — процесс образования кристаллов сульфата свинца на пластинах аккумулятора, который может происходить при длительном хранении в разряженном состоянии. Это явление снижает емкость АКБ и может привести к его выходу из строя.

Как видите, для того чтобы обеспечить долгий срок службы вашего аккумулятора, нужно учитывать множество факторов. Обслуживание и профилактика позволяют контролировать эти переменные и значительно увеличивать шансы на долгую и надежную работу автомобильной батареи.

Способы и сроки обслуживания 

Обслуживание АКБ можно классифицировать на две основные категории:

  • Поверхностный осмотр: включает в себя внешнюю оценку аккумулятора на предмет целостности корпуса, трещин, следов коррозии или утечек.
  • Техническая диагностика: здесь уже предусмотрены более комплексные проверки, включая:
  • Измерение напряжения аккумулятора, когда он не подключен к электросистеме автомобиля.
  • Оценка его производительности при старте двигателя.
  • Проверка уровня и качества электролита внутри аккумулятора.

Рекомендуется проводить эти проверки с определенной регулярностью, даже если проблемы с аккумулятором на первый взгляд отсутствуют.

Опытные водители часто сочетают контроль состояния и обслуживание АКБ с другими мероприятиями по обслуживанию авто. Такая комплексная проверка должна стать нормой для каждого ответственного автовладельца.

Как проверить АКБ своими руками

Для проверки автомобильного аккумулятора (АКБ) своими руками вам понадобятся некоторые базовые инструменты, такие как мультиметр, вилка нагрузки,

ЗУ, ареометр для измерения плотности электролита, а также базовые навыки работы с автомобильной электрикой. Ниже представлены ключевые аспекты, на которые следует обратить внимание.

  • Используйте мультиметр для измерения напряжения на клеммах АКБ. Полностью заряженный новый 12-вольтовый аккумулятор обычно показывает напряжение около 12,6–12,8 В. Если показания ниже, это может сигнализировать о недозаряде или проблеме в аккумуляторе.
  • Чтобы проверить аккумулятор на ток утечки, отсоедините его от бортовой сети и подключите мультиметр к клеммам, настроив его на измерение тока. В идеальном случае показания должны быть очень низкими или равными нулю.
  • Если аккумулятор быстро разряжается, проблема может быть в бортовой сети автомобиля. Проверьте все электрические соединения, фильтры и предохранители. Часто проблемы с бортовой сетью проявляются в виде странных электрических сбоев.
  • Осмотрите клеммы аккумулятора и другие соединения на наличие коррозии. Зеленые или белые отложения на клеммах — это признаки коррозии, которые могут привести к плохому контакту и потере эффективности зарядки.
  • Сульфатация — это процесс образования кристаллов сульфата свинца на пластинах аккумулятора, который ухудшает его производительность. Она может быть видна как белый налет на пластинах при визуальном осмотре. Сульфатация обычно происходит из-за длительной эксплуатации аккумулятора в недозаряженном состоянии.
  • Для измерения плотности электролита используется специальный инструмент — ареометр. Эта процедура особенно актуальна для необслуживаемых аккумуляторов с жидким электролитом. Плотность электролита должна быть в пределах установленных норм, иначе это может свидетельствовать о недостаточной зарядке или даже неисправности батареи. Необходимо открыть пробки банок аккумулятора и, используя ареометр, измерить плотность в каждой. Все показания должны быть примерно одинаковыми. Сильные отклонения могут указывать на неисправные элементы внутри аккумулятора. Измерение лучше всего производить при комнатной температуре, поскольку плотность может изменяться в зависимости от окружающей среды.
  • В обслуживаемых моделях, где есть доступ к отдельным банкам с электролитом, проверку уровня можно провести, открутив крышки и визуально осмотрев уровень жидкости. Электролит должен полностью покрывать пластины, но не достигать уровня перелива. Если уровень электролита низкий, это может привести к перегреву и быстрому износу батареи, а также к сульфатации пластин. В этом случае необходимо долить дистиллированную воду до нужного уровня. Если же у вас необслуживаемый аккумулятор, то проверить уровень электролита самостоятельно не получится. В таком случае, при наличии проблем с зарядкой или пусковыми характеристиками, лучше обратиться на профессиональную диагностику.

Теперь, зная, как проверить эти ключевые аспекты, вы сможете самостоятельно оценить состояние аккумуляторной батареи и принять необходимые меры по обслуживанию или замене.

Вернуться в общий список тем

Нужна консультация?

перезвоним
через 20 секунд

Подбор аккумулятора специалистом
в будни с 9:00 до 19:00, выходные с 10:00 до 18:00